Школьная жизнь достаточно разнообразна. Как и в повседневной жизни в ней встречаются положительные и отрицательные стороны. В начале школьного пути у младшего школьника сформировано положительное отношение к школе, которое мотивирует его к успешному обучению. Однако со временем может появиться устойчивое неблагополучное переживание, выражающееся в боязни неуспеха. В психологии такое переживание носит название “дидактогении”.
Выявить появление такой формы школьного невроза довольно сложно, так как возникают они по вине педагогов и родителей.
Нарушение психического здоровья школьника происходит в результате давления родителей, нацеленных на отличную учебу. Угрозы, наказания за неоправданные надежды родителей приводят к появлению страха перед отрицательной оценкой. Негативные порицания педагогов, клеймящие неуспешного ученика, навешивание ярлыков приводят к тому, что ребенок вообще отказывается идти в школу. Дидактогения не обходит стороной и отличников. Боязнь не оправдать надежд родителей приводит к тому, что у школьника перед школой появляются признаки соматических заболеваний, наблюдается нарушение сна и аппетита.
Психологи отмечают, что от дидактогений страдают в основном застенчивые дети с навязчивыми страхами собственной несостоятельности, имеющими корни в семье. А некорректное поведение педагога, его завышенные требования усугубляют психическое здоровье школьника.
|